Антимонопольный контроль за деятельностью органов власти
03 декабря 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Антимонопольный контроль за деятельностью органов власти

 

На расширенном совещании ФАС России в апреле 2018 года руководитель ФАС России Артемьев И.Ю.указал: «Наша главная задача на ближайшие шесть лет - выполнение Указа Президента России по развитию конкуренции в отраслях экономики. Если указ будет выполнен – значит будет выполнена и наша миссия». В качестве стратегии на будущее Артемьев И.Ю. называет «переход от охранительной функции к функции активного развития конкуренции на федеральном, региональном, муниципальном уровнях».

 

Из положений Национального плана развития конкуренции Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2018 № 618 (далее – Национальный план развития конкуренции) следует,  что на текущий момент перед антимонопольными органами ставятся задачи не столько выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства органами власти, сколько устранения административных барьеров для развития конкуренции путем достижения значительного снижения нарушений со стороны органов власти.

 

I. Руководитель Новгородского УФАС России Виниченко О.С. 03.07.2018 приняла участие в совещании, которое состоялось в Правительстве Новгородкой области под председательством главы региона Никитина А.С. и при участии заместителя руководителя ФАС России Фесюка Д.В. В центре внимания были основные направления государственной политики в сфере развития конкуренции и вопрос внедрения  антимонопольного комплаенса в деятельность органов власти. Виниченко О.С. выступила с докладом о структуре и динамике нарушений органами власти антимонопольного законодательства, о ключевом показателе по снижению  количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти, установленном Национальным планом развития конкуренции.

На данном совещании между ФАС России и Правительством Новгородской области подписано Соглашение о взаимодействии, реализовывать которое со стороны ФАС России уполномочено Новгородское УФАС России (далее – Управление), со стороны Правительства Новгородской области – Министерство инвестиционной политики Новгородской области.  

 

Взаимодействие будет осуществляться по направлениям, в частности - развитие и защита конкуренции, реализация государственной политики по развитию конкуренции в Новгородской области, повышение уровня конкуренции в государственных и муниципальных закупках, соблюдение антимонопольного законодательства.

Новости о подписании Соглашения широко освещались в региональных средствах массовой информации, в частности,  в эфире Новгородского областного телевидения:

https://novgorod-tv.ru/novosti/44760-podpisano-soglashenie-mezhdu-pravitelstvom-novgorodskoj-oblasti-i-federalnoj-antimonopolnoj-sluzhboj.html

 

 

 

 

а также размещены на официальных сайтах региональных органов власти, в том числе, на официальном сайте Правительства Новгородской области

 https://www.novreg.ru/press/news/press/103522/?sphrase_id=278196

 

Для целей достижения ключевого показателя Национального плана по снижению количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти к 2020 года не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом Управление проводит ряд мероприятий, в том числе, Управлением в 2018 году при проведении плановых выездных проверок органов местного самоуправления в отдаленных от областного центра муниципальных районах для сотрудников местных администраций района и городских (сельских) поселений проведено  4 обучающих мероприятия различных форматов (в Холмском, Поддорском, Маловишерском, Хвойнинском муниципальных районах Новгородской области).

На данных мероприятиях сотрудники Управления информируют органы местного самоуправления об изменениях в законодательстве, о разъяснениях ФАС России по правоприменению, о сложившейся судебной практике антимонопольных органов с участием органов власти в сферах законодательства, подконтрольных антимонопольным органам, а также о нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, выявленных в результате проведенных ранее проверок в других муниципальных образованиях и проверок региональных органов власти, и о принятых мерах антимонопольного реагирования.

 

http://novgorod.fas.gov.ru/sites/novgorod.f.isfb.ru/files/styles/large/public/dsc00776_0.jpg?itok=0_1sFe3z  http://novgorod.fas.gov.ru/sites/novgorod.f.isfb.ru/files/styles/large/public/dsc00778_0.jpg?itok=SfkduYVn  https://novgorod.fas.gov.ru/sites/novgorod.f.isfb.ru/files/styles/large/public/20180626_100502_0.jpg?itok=M_tMFoaJ

 

https://novgorod.fas.gov.ru/sites/novgorod.f.isfb.ru/files/styles/frontpage_news_fixed/public/20180626_102751_0.jpg?itok=ZI1dXNC2  https://novgorod.fas.gov.ru/sites/novgorod.f.isfb.ru/files/styles/frontpage_news_fixed/public/20180521_111822_0.jpg?itok=0atEgCB8  https://novgorod.fas.gov.ru/sites/novgorod.f.isfb.ru/files/styles/news_fixed_width/public/dscf1070_0.jpg?itok=GH0uQkrU

 

Администрациям муниципального района заранее письмом сообщается о дате проведения проверки и, соответственно, обучающего мероприятия, и предлагается заранее направить в Управление вопросы для подготовки ответов, а также участники мероприятия имеют возможность задать вопросы сотрудникам Управления непосредственно в ходе его проведения. Анонс мероприятия, а также информация о  проведенном мероприятии размещается на сайте Управления в https://novgorod.fas.gov.ru/news.

Новгородское УФАС России полагает, что проведение таких обучающих мероприятий является эффективной профилактической мерой, побуждающей органы власти к самостоятельному выявлению и устранению нарушений антимонопольного законодательства, не дожидаясь выявления нарушений антимонопольным органом и выдачи предупреждений (предписаний), а также превентивной мерой, направленной на недопущение органами власти нарушений антимонопольного законодательства, что способствует достижению ключевого показателя по снижению количества нарушений органами власти, предусмотренного Национальным планом развития конкуренции.

 

Кроме того, в обязательном порядке на публичные обсуждения приглашаются представители региональных органов исполнительной власти и администраций всех муниципальных районов и городского округа.

 

В рамках публичных обсуждений, проведенных Управлением в 2018 году (15.02.2018, 17.05.2018, 16.08.2018), отдельная часть докладов и соответствующих презентаций была посвящена нарушениям региональными органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления запретов, установленных статьей 15 Закона о защите конкуренции, анализу совершенных указанными органами антиконкурентных действий (бездействия), принятых антиконкурентных актов с целью недопущения и устранения подобных нарушений органами власти. Доклады приняты к сведению и к руководству в работе присутствующими на обсуждениях представителями органов всех уровней власти.

Доклады, презентации, ответы на заданные в ходе публичных обсуждений вопросы размещены на сайте Управления

http://novgorod.new.fas.gov.ru/documents/648235

http://novgorod.new.fas.gov.ru/documents/628618

http://novgorod.new.fas.gov.ru/documents/612552

 

 

Также с превентивной целью Управление регулярно информирует органы государственной власти области и местного самоуправления о разъяснениях ФАС России, касающихся соблюдения органами власти антимонопольного законодательства, путём размещения их на сайте Управления, а также путем рассылки таких разъяснений указанным органам. Такая практика является полезной для самоконтроля органами власти, которые, руководствуясь данными разъяснениями, имеют возможность не допускать или устранить уже имеющиеся нарушения, не дожидаясь их выявления антимонопольным органом.

 

 

II. Наиболее значимыми для развития конкуренции на региональном рынке являются следующие рассмотренные в отчетном периоде Новгородским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства Правительством Новгородской области:

 

1. Дело А-18/17.

Решение от 17.01.2018 и предписание № 1 по данному делу размещены на сайте Новгородского УФАС России на страницах, соответственно, http://solutions.fas.gov.ru/to/novgorodskoe-ufas-rossii/136-02 http://solutions.fas.gov.ru/to/novgorodskoe-ufas-rossii/137-02 .

Получив письмо ФАС России от 06.12.2016 № СП/84437/16 «О разъяснении Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты», Управление   решило проверить реализацию положений данных Методических указаний  в Новгородской области.

Согласно части 11 статьи 27.13 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Данные положения КоАП РФ введены Федеральным законом от 23.06.2016 № 205-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и вступили в силу с 01.09.2016. Методические указания вступили в силу 09.09.2016.

В соответствии с полномочиями, предусмотренными частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ,  приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 утверждены  Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты (далее - Методические указания).

Методические указания не содержат положений о пересмотре ранее установленных тарифов.

Однако с момента вступления в силу положений статьи 27.13 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, должно оплачивать стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими указаниями.

В связи с этим данные положения КоАП РФ должны были явиться  основанием для пересмотра установленных ранее (без учета Методических указаний) тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.  Однако Правительство Новгородской области бездействовало!!!!

 

При этом необходимо принимать во внимание, что согласно пункту 4 Методических указаний тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг.

Исключения из общих правил установления тарифов, предусмотренных пунктом 4 Методических указаний, приведены в пункте 5 Методических указаний. В иных случаях проведение торгов (аукциона на понижение цены) по выбору исполнителя услуг является обязательным требованием, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано в письме ФАС России от 06.12.2016 № СП/84437/16, порядок проведения торгов, в том числе порядок определения органа, уполномоченного проводить такие торги, Методическими указаниями не определены, поскольку ФАС России соответствующими полномочиями не обладает. Однако, учитывая положения части 10 статьи 27.13 КоАП РФ, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить процедуру проведения указанных торгов, а также уполномоченный орган.

Тем не менее, утвержденные ещё в 2012 году тарифы Правительством Новгородской области  не были отменены, порядок проведения вышеуказанных торгов, а также орган,  уполномоченный проводить такие торги, не определены.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По общепринятой антимонопольными органами правовой позиции, подтвержденной судебной практикой (Постановления Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11,  Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 по делу № 307-КГ15-1408), в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Результаты проведенного Управлением анализа оценки состояния конкуренции показали, что рынок оказания услуг стоянок для транспортных средств в границах территории Новгородской области является конкурентным, со значительным количеством хозяйствующих субъектов – исполнителей данной услуги.

Непроведение торгов (аукционов на понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, подразумевающее состязательность, соперничество хозяйствующих субъектов за победу в аукционе за право заключения договора на оказание услуг путем подачи предложения с минимальной ценой услуг, создает условия и возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

Кроме того, без проведения торгов невозможно определить конкурентный (рыночный) уровень цены на данную услугу.

С учетом изложенного,  рассматриваемые действия (бездействие) Правительства Новгородской области были квалифицированы как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в непринятии мер по пересмотру постановления Администрации Новгородской области от 05.12.2012 № 819, установившего на территории Новгородской области размер платы за перемещение и хранение транспортного средства на специализированных стоянках, а также в непринятии мер по определению порядка проведения торгов (аукционов на понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств (далее - исполнитель услуг) и органа,  уполномоченного проводить такие торги в соответствии с Методическими указаниями, что создает условия и возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции на рынке оказания услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств в Новгородской области.

Управление на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало Правительству Новгородской области предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), и с этой целью:

1) внести соответствующие изменения или отменить постановление Администрации Новгородской области от 05.12.2012 № 819,

2) установить порядок проведения торгов (аукционов на понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств (далее - исполнитель услуг) и определить орган,  уполномоченный проводить торги в соответствии с пунтом 4 Методических указаний,  либо определить исполнителя услуг и тарифы (цены) на перемещение и хранение задержанных транспортных средств способами, установленными пунктом 5 Методических указаний.

В установленный срок предупреждение  выполнено не было, возбуждено  дело № А-18/17 о нарушении Правительством Новгородской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, по результатам его рассмотрения Правительству выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение и предписание не обжалованы, предписание Правительством Новгородской области исполнено путем назначения уполномоченного органа (Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области), определения порядка проведения аукциона и его фактического проведения.

 

2. Дело А-11/18

Решение от 10.05.2018 и предписание № 5 по данному делу размещены на сайте Новгородского УФАС России на страницах, соответственно,

http://solutions.fas.gov.ru/to/novgorodskoe-ufas-rossii/1833-02

http://solutions.fas.gov.ru/to/novgorodskoe-ufas-rossii/1834-02 .

 

Учитывая положительную практику ФАС России, в том числе судебную (судебное дело № А40-98387/16), в Новгородское УФАС России обратилось ООО «МЦ «Альтернатива» (далее – Заявитель), которое просило Управление принять меры антимонопольного реагирования по фактам ограничения  конкуренции на рынке медицинских услуг на территории Новгородской области при распределении плановых объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в Новгородской области (далее - Комиссия ОМС).

         Из обращения  ООО «МЦ «Альтернатива» следует, Комиссия ОМС распределяет объемы медицинской помощи в рамках реализации программы ОМС, основываясь только на субъективном мнении членов Комиссии ОМС, ООО «МЦ «Альтернатива» с этим не согласно и полагает, что незаконные действия Комиссии ОМС создают дискриминационные условия и содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку ограничивают конкуренцию в сфере оказания медицинской помощи застрахованным гражданам на территории Новгородской области.

В соответствии с частью 10 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 да № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между медицинскими организациями.

Согласно пункту 8 Положения о деятельности Комиссии ОМС, являющегося приложением к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 158н, Комиссия ОМС  распределяет объемы медицинской помощи между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.

В ходе рассмотрения заявления Управлением установлено, Комиссия ОМС распределяет объемы предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями без учета каких-либо определенных  критериев и оценки их значимости в соответствии с показателями каждой медицинской организацией, то есть, произвольно, неравномерно, без учета требований антимонопольного законодательства в части соблюдения запретов о создании дискриминационных условий.

В связи с тем, что Комиссия ОМС самостоятельным юридическим лицом не является, ответственность за ее действия несет Правительство Новгородской области, чьим распоряжением утвержден состав Комиссии.

Управление на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало Правительству Новгородской области предупреждение № 17 от 27.11.2017 о прекращении действий (бездействия), нарушающего пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем обеспечения разработки и реализации механизма (системы) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Новгородской области, предусматривающего обязательные для Комиссии ОМС объективные критерии и методику распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Новгородской области на недискриминационных условиях.

Предупреждение выполнено не было. Управлением возбуждено дело № А-11/18 о нарушении Правительством Новгородской области антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого Правительству выдано предписание о совершении действий, аналогичных указанным в предупреждении.

Правительство обжаловало решение и предписание Управления в Арбитражный суд Новгородской области. Суд 1 инстанции поддержал позицию антимонопольного органа об антиконкурентном бездействии Правительства Новгородской области.

Основным доводом Правительства Новгородкой области являлось отсутствие у Правительства предусмотренных нормами права полномочий разрабатывать методику распределения объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках программы ОМС и вмешиваться в деятельность Комиссии ОМС.

Арбитражный суд Новгородской области в своем решении от 05.10 2018 по делу № А44-6311/2018 сделал вывод о том, что применяемый в регионе порядок распределения объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках программы ОМС, не обеспечивает возможностей равного доступа всех заинтересованных медицинских организаций на рынок оказания медицинских услуг в рамках указанной программы. Решение о выделении определенных объемов медицинских услуг конкретной медицинской организации принимается Комиссией в условиях, исключающих конкурентную борьбу за право оказания данных услуг.

По мнению суда, Управлением сделан верный вывод о том, что причиной данной ситуации является отсутствие установленного механизма (системы) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Новгородской области, предусматривающего обязательные для Комиссии объективные критерии и систему (методику) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Новгородской области.

Правительство Новгородской области, как орган, утвердивший Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в состав которой входит территориальная программа ОМС, осуществляющий полномочия по утверждению объемов распределения медицинской помощи, а также по финансовому обеспечению и реализации указанной Программы, создавший Комиссию ОМС, несет ответственность за принимаемые ею решения, в том числе по вопросам распределения и перераспределения объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями в сфере ОМС.

Правительство имеет возможность и обязанность принять обязательные для Комиссии ОМС правила распределения объемов предоставления медицинской помощи, основанные на принципе сбалансированности распределения медицинской помощи и учитывающие показатели конкретной медицинской организации, без которых реализация Комиссией своих полномочий по распределению объемов предоставления медицинской помощи не может быть признана эффективной и отвечающей интересам всех медицинских организаций. При этом судом отмечено, что Правительство имело возможность принять меры, направленные на соблюдение требований антимонопольного законодательства, инициировав после выдачи предупреждения от 27.11.2017 принятие документов, которые установили бы единый и понятный для всех участников спорных правоотношений механизм распределения объемов оказываемой медицинской помощи между претендентами.

Таким образом, бездействие Правительства, выразившееся в непринятии мер по созданию условий, направленных на «прозрачное» распределение объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, приводит к созданию дискриминационных условий, что является нарушением части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В этой связи суд признал необоснованными доводы Правительства о том, что предписание возлагает на него обязанности, выходящие за пределы полномочий Правительства.

На основании изложенного, решение и выданное на его основании предписание суд признал законными и обоснованными, не противоречащими Закону о защите конкуренции и не нарушающими права и законные интересы Правительства.

В настоящее время решение суда по делу А44-6311/2018 обжаловано Правительством Новгородской области в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда). Процесс не завершён.

 

Необходимо отметить, что аналогичная правовая позиция, как и по делу А44-6311/2018, изложена в решении Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2015 по делу №А76-7175/2015 (Определением Верховного суда Российской Федерации от 29.04.2016 № 309-КГ16-3191 отказано в передаче кассационной жалобы ­Правительства Челябинской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации). Так же, как уже указывалось выше, Арбитражный суд города Москвы в решении по делу № А40-98387/16-149-823 от 14.10.2016, поддержал позицию ФАС России.

Тем не менее, существует судебная практика и не в пользу антимонопольного органа. Так Арбитражный суд Иркутской области и Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита) в своих судебных актах по делу А19-4819/2018 отменили аналогичное решение и предписание Иркутского УФАС России, в том числе, на том основании, что законодательство в сфере обязательного медицинского страхования не содержит положений, обязывающих Правительство Иркутской области, как орган государственной власти субъекта, разрабатывать и реализовывать механизм (систему) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования объемы. В настоящее время коллегами подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа на судебные акты АС Иркутской области и 4 ААС (г. Чита) по делу А19-4819/2018. Письмом от 15.11.2018 исх. № 7240/02 коллеги проинформированы о наличии положительного судебного решения по делу Новгородского УФАС России для использования в работе.

 

Следует отметить, что сфера здравоохранения, в том числе рынок медицинских услуг, определена Национальным планом развития конкуренции в качестве приоритетной. При этом ожидаемым результатом развития конкуренции в данной сфере определено, в том числе, обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы обязательного медицинского страхования за оплату медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программы гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

 

Для достижения ключевого показателя Национального плана развития конкуренции в сфере здравоохранения, в частности, для обеспечения недискриминационного распределения финансовых средств системы обязательного медицинского страхования за оплату медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программы гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, целесообразно было бы на федеральном уровне (на уровне Минздрава России) принять единообразные и обязательные для Комиссий ОМС всех субъектов РФ «прозрачные» правила распределения объемов предоставления медицинской помощи, определяющие критерии распределения объемов между медицинскими организациями и значимость критериев.

Сложно и долго (учитывая длительные судебные процессы, причем заканчивающиеся не всегда в пользу антимонопольного органа, и не единообразную практику по регионам) территориальному антимонопольному органу без наличия соответствующей нормативной базы федерального уровня обязать региональные органы власти принять такие правила (методику) для региональной Комиссии ОМС.

При этом возможно, что в некоторых регионах проблемы распределения региональной Комиссией ОМС объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС «непрозрачными» способам ещё не выявлены антимонопольными органами, поскольку не поступало жалоб от медицинских организаций. Тем не менее, для реализации Национального плана развития конкуренции в сфере здравоохранения данные проблемы требуют принятия решения на федеральном уровне путем установления единых правил.

 

Таким образом, дело № А-11/18 Новгородского УФАС России и судебная практика по его обжалованию имеют прецедентное значение, и являются крайне важными для реализации Национального плана развития конкуренции в сфере здравоохранения, и не только на территории Новгородской области.

 

3. УМВД России по Новгородской области (далее – УМВД) допустило нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении контрактов (договоров) на оказание медицинских услуг за счет федерального бюджета сотрудникам органов внутренних, в случае отсутствия по месту службы ведомственных учреждений здравоохранения, с иными учреждениями здравоохранения без проведения конкурентных способов отбора исполнителя данных услуг. Новгородское УФАС России, руководствуясь разъяснениями ФАС России от 19.10.2018 № ИА/84458/18,  выдано УМВД предупреждение № 17 от 06.11.2018 о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

УМВД вправе без проведения обязательных конкурентных процедур по отбору исполнителя услуг заключать договоры (контракты) только с медицинскими учреждениями, являющихся единственными учреждениями в регионе, оказывающими уникальные (специализированные, высокотехнологичные) медицинские услуги, с которыми можно заключать договоры как с единственными поставщиками данных медицинских услуг. В остальных вышеуказанных случаях во исполнение предупреждения УМВД обязано проводить торги в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. В случае непроведения обязательных торгов в отношении УМВД будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.

 

Наверх