Доклад
по правоприменительной практике Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
на тему «Результаты контроля за соблюдением требований Закона о контрактной системе № 44-ФЗ за 1 полугодие 2020 года. Обзор актуальных изменений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок»
Результаты контроля за 1 полугодие 2020 года
За 1 полугодие 2020 года Новгородским УФАС России рассмотрены по существу 85 жалоб участников закупок (21 жалоба признана обоснованной, в том числе частично, 64 – необоснованными), выявлено 73 нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в отношении 41 закупки, выдано 30 предписаний об устранении допущенных нарушений.
За этот же период проведено 70 внеплановых проверок осуществления закупок в связи с поступлением информации о возможных нарушениях при их проведении и 1 плановая проверка, выявлено 152 нарушения в отношении 88 закупок, выдано 17 предписаний об устранении допущенных нарушений.
В 1 полугодии 2020 года в Новгородское ФАС России поступило 42 обращения заказчиков о включении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которых 24 участника включены в реестр, в 18 случаях во включении в реестр отказано.
За 1 полугодие 2020 года Новгородским ФАС России вынесено 164 постановления о наложении административных штрафов за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе на общую сумму 1 187 тыс. руб., привлечено к административной ответственности 107 должностных лиц заказчиков и членов комиссий по закупкам, сумма уплаченного административного штрафа составила 1 458 тыс. руб.
Обзор актуальных изменений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок
С целью предупреждения возможных нарушений требований Закона о контрактной системе № 44-ФЗ в актуальной редакции, Новгородское УФАС России считает необходимым обратить внимание на следующие существенные изменения правового регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок, недавно вступившие или вступающие в ближайшее время в силу.
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 249-ФЗ, вступающий в силу с 01.09.2020 (вводится часть 68 статьи 112 ФЗ № 44-ФЗ)
- при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительных работ с наличием проектной документации не допускается установление критерия оценки заявок «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
- первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях документации о закупке;
- протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе не оформляется;
- подача окончательных предложений о цене контракта не осуществляется;
- конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в закупке, оформляя протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе и протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме;
- указанное правовое регулирование действуют до 1 января 2024 года.
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 249-ФЗ, вступивший в силу с 11.08.2020 (изменения и дополнения в статьи 14 и 33, введена статья 30.1 ФЗ № 44-ФЗ)
- Правительством Российской Федерации устанавливается минимальная обязательная доля закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров и особенности определения начальной (максимальной) цены контракта при закупке таких товаров;
- при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в КТРУ;
- при условии установления Правительством Российской Федерации минимальной доли закупок заказчик обязан осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, определенных Правительством Российской Федерации;
- по итогам года заказчик до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, составляет и размещает в ЕИС отчет об объеме закупок российских товаров и (при необходимости) обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок;
- требования к содержанию и форме вышеуказанных отчета и обоснования, порядок их подготовки и размещения, а также порядок, критерии и последствия проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения заказчиком минимальной доли закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Федеральные законы от 27.12.2019 N 449-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ, вступившие в силу с 01.07.2020 (изменения и дополнения в статьи 93 и 96 ФЗ № 44-ФЗ)
- установлен новый порядок заключения контракта с единственным поставщиком в случае признания закупки несостоявшейся (новая редакция пункта 25 части 1 статьи 93, исключены пункты 25.1 – 25.3 части 1 статьи 93, введены части 5 – 11 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ), а именно заключение контракта с единственным поставщиком осуществляется:
на условиях, предусмотренных извещением, документацией о закупке,
по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также цену контракта, предложенную участником закупки,
в порядке, установленном для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика,
по согласованию с контрольным органом в сфере закупок, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) НМЦК, который устанавливается Правительством Российской Федерации;
- Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 определен новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком и установлены предельные размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых заключение контракта с единственным поставщиком осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок:
500 млн. рублей – при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд,
250 млн. рублей – при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд,
1 тыс. рублей – при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 ФЗ № 44-ФЗ соответственно, а также при осуществлении закупки путем проведения закрытого способа определения поставщика;
- установление требования об обеспечении гарантийных обязательств становится правом заказчика, а не обязанностью (изменение части 1 статьи 96, введение части 2.2 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ);
- новые требования к размерам обеспечения исполнения контракта (изменения части 6 статьи 96, введение частей 6.1 – 6.3 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ), а именно:
размер обеспечения по общему правилу от 0,5 до 30 % НМЦК,
при наличии аванса размер обеспечения не менее чем в размере аванса,
если аванс превышает тридцать процентов НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
при казначейском сопровождении контракта заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если же заказчиком такое требование установлено размер обеспечения устанавливается до 10 % НМЦК,
если закупка среди СМП и СОНО, размер обеспечения устанавливается от цены контракта, по которой заключается контракт, а не от НМЦК,
продолжают применяться антидемпинговые меры согласно статье 37 ФЗ 44-ФЗ.