Обобщенные итоги рассмотрения анкет по публичным обсуждениям 10.09.2019
11 сентября 2019, 00:00
Тип документа:
Анкеты

10 сентября 2019 года состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Новгородского УФАС России по результатам работы в первом полугодии 2019 года.

 

По результатам их проведения было проанализировано 19 анкет, заполненных участниками публичных обсуждений.

 

Участникам было предложено оценить по 5-балльной шкале, насколько мероприятие соответствует их ожиданиям. Средний балл составил 4,93, в том числе:

- по тематической направленности – 4,95;

- по программе – 4,89;

- по квалификации выступающих – 4,95;

- по организации мероприятия – 4,95.

Все участники отметили, что считают необходимым введение в практику подобных мероприятий.

 

Помимо устных вопросов, на которые были даны развернутые ответы в процессе публичных обсуждений, поступило 13  письменных вопросов, в частности, по тематике Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 2 предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства и законодательства о закупках и рекламе.

Ответы на вопросы из анкет:

 

Вопрос: Как следует применять ограничения для иностранных товаров по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 при осуществлении закупок  радиоэлектронной продукции при условии, что предусмотренный указанным постановлением реестр российской радиоэлектронной продукции не утвержден Министерством промышленности и торговли Российской Федерации?

Ответ: В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Закона о контрактной системе утверждено Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (применяется с 01.09.2019; далее – Постановление № 878).

Пунктом 2 Постановления № 878 утверждаются:

- правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее – Правила);

- перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 Постановления № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.

Пунктом 12 Постановления № 878 Министерству промышленности и торговли Российской Федерации поручено:

- с 1 сентября 2019 г. обеспечить формирование и ведение реестра, в том числе включение в реестр сведений о радиоэлектронной продукции, обеспечение возможности направления и получения заявлений и уведомлений, а также размещения решений, указанных в Правилах, в государственной информационной системе промышленности

- с 1 января 2020 г. обеспечить ведение реестра и совершение всех действий, предусмотренных Правилами, в электронном виде.

Согласно пункту 60 Правил доступ к сведениям, содержащимся в реестре, обеспечивается путем:

а) размещения сведений реестра в государственной информационной системе промышленности;

б) предоставления сведений Министерством промышленности и торговли Российской Федерации безвозмездно по запросам заинтересованных лиц, направленным с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

16.09.2019 реестр был размещен в государственной информационной системе промышленности в сети «Интернет» по адресу https://gisp.gov.ru/documents/10546664/.

Таким образом, ограничения, предусмотренные Постановлением № 878, подлежат применению в полном объеме и указываются заказчиками в планах-графиках, извещениях и документациях о проведении закупок радиоэлектронной продукции.

 

 

Вопрос: Имеет ли право заказчик требовать представления в составе заявки на участие в электронном аукционе на приобретение жилья документов о праве собственности на жилое помещение и доверенности представителя собственника жилого помещения?

Ответ: Согласно Письму ФАС России от 07.08.2019 № АК/68293/19 подавать заявки на участие в электронной закупке по приобретению объекта недвижимости имеют право представители собственника недвижимого имущества, в том числе жилых помещений.

При этом в силу части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе полномочия представителя должны быть подтверждены представленной в заявке доверенностью на продажу конкретного объекта недвижимости, в том числе с правом подачи заявки и заключения контракта по итогам закупки.

Для проверки правоспособности участника в документации о закупке в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует устанавливать требование о предоставлении в заявке правоустанавливающих документов на объект недвижимости (свидетельства о государственной регистрации права либо выписки из Единого государственного реестра недвижимости) и доверенности на представителя (если заявка подана представителем собственника).

 

 

Вопрос: Каков срок действия коммерческого предложения поставщика для обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта?

Ответ: Письмом ФАС России 13.01.2016 № ИА/699/16 разъяснено, что согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.

Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При этом, необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком еще при формировании плана-графика.

Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.

Для получения разъяснений о сроке действия коммерческих предложений для обоснования начальной (максимальной) цены контракта следует обратиться в орган государственного финансового контроля – Управление Федерального Казначейства по Новгородской области.

 

 

Вопрос: Обязан ли заказчик ответить на запрос о разъяснении положений документации о закупке в воскресенье (выходной день), если запрос поступил в пятницу?

Ответ: Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, если последний день срока размещения в единой информационной системе разъяснений положений документации об электронном аукционе приходится на выходной день, то днем окончания этого срока является следующий за ним рабочий день.

 

 

Вопрос: Как рассчитать годовой объем закупок у единственного поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, если муниципальный заказчик ведет два плана-графика (района и городского поселения)?

Ответ: Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе  закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В соответствии с частью 16 статьи 3 Закона о контрактной системе совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Учитывая изложенное, если общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок указан в двух планах-графиках, то годовой объем закупок на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе  не должен превышать в совокупности по обоим планам-графикам двух миллионов рублей или пяти процентов совокупного годового объема закупок также в целом по обоим планам-графикам.

 

 

Вопрос: Допустимо ли уменьшить сумму оплаты по контракту на размер начисленной поставщику неустойки?

Ответ: Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Учитывая изложенное, оплата по контракту должна быть проведена в установленный срок и в полном объеме согласно сумме, указанной в документе о приемке.

 

 

Вопрос: Допустимо ли изменять условия контракта на отопление помещений, заключать дополнительные соглашения к такому контракту?

Ответ: Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе  закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, заказчик вправе изменять существенные условия контракта на оказание услуг теплоснабжения, в том числе изменять объем и стоимость таких услуг, путем заключения дополнительных соглашений.

 

 

Вопрос: Можно ли рассматривать жалобы на действия заказчика, членов комиссии по закупкам только от участников, подавших заявки?

Ответ: Статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено право любого участника закупки, в том числе не подававшего заявку на участие в конкурентной процедуре, на обжалование незаконных действий заказчика. При этом право на обжалование положений документации о закупке ограничено сроком подачи заявок, а действия комиссии по закупкам и заказчика при рассмотрении заявок и определении победителя закупки могут быть обжалованы только лицами, подавшими заявки.

 

 

Вопрос: Распространяются ли требования о гарантийных обязательствах на закупки у единственного поставщика по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе?

Ответ: Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

Таким образом, требования к гарантийным обязательствам могут быть установлены заказчиком и при осуществлении закупок у единственного поставщика в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе.

 

 

Вопрос: Может ли заказчик требовать уплаты штрафов и пеней с поставщика при расторжении контракта в одностороннем порядке, если антимонопольным органом принято решение не включать сведения о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков?

Ответ: Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе  расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 13 статьи 95  Закона о контрактной системе  решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, Закон о контрактной системе не ставит факт расторжения контракта в зависимость от включения или невключения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым такой контракт расторгнут, в реестр недобросовестных поставщиков.

Если на момент расторжения контракта сохраняется задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) перед заказчиком по неустойкам в период действия контракта, заказчик вправе требовать уплаты соответствующих штрафов и пеней, в том числе взыскать их в судебном порядке.

 

 

Вопрос: Как применять новые правила начисления штрафов для субъектов малого предпринимательства применительно к уже заключенным контрактам?

Ответ: Согласно пункту 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011; далее – Правила), за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Указанная редакция пункта 4 Правил действуют с 14.08.2019 и не распространяются на закупки, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) и на контракты, которые заключены, до указанной даты.

 

 

 

 

 

 

Наверх