В соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе (далее также ЕИС) утвердившими его соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке.

Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о внесении изменений), положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона о внесении изменений), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 01.01.2019.

Как соотносятся требования указанных федеральных законов относительно сроков размещения в ЕИС положений о закупках, имеют ли какие из указанных требований приоритет над другими?

22 февраля 2019, 14:07

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2.1 статьи 2 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения, федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального бюджетного учреждения, муниципального автономного учреждения, осуществляющие полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия, либо иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией орган вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить соответственно бюджетные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные бюджетные учреждения, автономные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.

В соответствии 2.2 статьи 2 Закона о закупках в типовом положении о закупке определяется в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением.

Согласно части 2.5 статьи 2 Закона о закупках типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившими его соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке.

Согласно части 2.6 статьи 2 Закона о закупках в случае внесения изменений в типовое положение о закупке такие изменения обязательны для применения соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с типовым положением о закупке.

В соответствии с частью 2.7 статьи 2 Закона о закупках изменения, внесенные в типовое положение о закупке, подлежат размещению в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений. При размещении изменений, внесенных в типовое положение о закупке, указывается срок, в течение которого соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое положение о закупке. При этом такой срок не может составлять менее пятнадцати дней с даты размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в типовое положение о закупке.

Из указанных норм Закона о закупках следует, что:

- указанные в части 2.1 статьи 2 Закона о закупках органы власти (в том числе организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, либо иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией орган (далее – органы власти)) могут утвердить типовое положение о закупке, а также определить учреждения (бюджетные, автономные), государственные и муниципальные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими собственных положений о закупке или внесении в них изменений;

- типовое положение о закупке размещается в ЕИС утвердившими его органом власти в течение пятнадцати дней с даты его утверждения;

- органы власти, утвердившие типовые положения о закупке, могут внести изменения в положения. Изменения, внесенные в типовое положение о закупке, подлежат размещению в ЕИС утвердившими их органами власти в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений. При размещении изменений, внесенных в типовое положение о закупке, указывается срок, в течение которого соответствующие учреждения (бюджетные, автономные), государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое положение о закупке. При этом такой срок не может составлять менее пятнадцати дней с даты размещения в ЕИС изменений, внесенных в типовое положение о закупке;

- в случае внесения изменений в типовое положение о закупке такие изменения обязательны для применения соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с типовым положением о закупке.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 4 Закона о внесении изменений, положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Следовательно, исходя из смысла части 3 статьи 4 Закона о внесении изменений, заказчиками, осуществляющими свою закупочную деятельность в соответствии с требованиями законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц и принятым на основании статьи 2 Закона о закупках документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика (то есть положением о закупке), указанный документ должен был быть приведен в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона о внесении изменений), утвержден и размещен в ЕИС не позднее 01.01.2019 (включительно).

В случае несовершения заказчиками таких действий по приведению положений о закупке в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона о внесении изменений), их утверждении и размещении в ЕИС в указанный срок (не позднее 01.01.2019 включительно), имеющиеся у заказчиков положения считаются не размещенными в ЕИС, в связи с чем любые закупки в соответствии с требованиями законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, проведение которых инициировано заказчиками после 01.01.2019, считаются объявленными ими неправомерно (указанные действия заказчиков могут быть квалифицированы по части 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом необходимо учитывать, что требования части 3 статьи 4 Закона о внесении изменений распространяются на все без исключения положения о закупке, используемые заказчиками в качестве документов, регламентирующих их закупочную деятельность в соответствии с требованиями законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, в том числе и на положения о закупке, принятые заказчиками на основании утвержденных указанными в части 2.1 статьи 2 Закона о закупках органами власти типовых положений о закупке.

Соответственно, для совершения заказчиком, использовавшим разработанное органом власти типовое положение о закупке при утверждении собственного положения о закупке или внесении в него изменений, действий по приведению его собственного положения о закупке в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона о внесении изменений) до 01.01.2019 (включительно), органы власти, утвердившие такое типовое положение, должны были предварительно в порядке, установленном частями 2.6, 2.7 статьи 2 Закона о закупках, привести типовое положение о закупке в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона о внесении изменений) (то есть внести соответствующие изменения в него исходя из вступающей в силу редакции Закона о закупках), разместить его в ЕИС в течение пятнадцати дней с даты утверждения внесенных изменений и установить в нем срок, в течение которого соответствующие учреждения (бюджетные, автономные), государственные и муниципальные унитарные предприятия, использующие типовое положение, обязаны внести изменения в свои положения о закупке или утвердить новое положение о закупке.

При совершении органами власти, утвердившими типовые положения о закупке, действий по их приведению в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона о внесении изменений), размещении их в ЕИС и установлении срока, в течение которого соответствующие учреждения (бюджетные, автономные), государственные и муниципальные унитарные предприятия, использующие типовые положения, обязаны внести изменения в свои положения о закупке или утвердить новое положение о закупке, указанные органы власти должны были учитывать срок, предусмотренный Законом о внесении изменений (до 01.01.2019 включительно), до истечения которого указанные лица (учреждения (бюджетные, автономные), государственные и муниципальные унитарные предприятия, использующие типовые положения при утверждении собственных положений о закупке или внесении в них изменений) во избежание нарушений действующего законодательства должны были исполнить требования части 3 статьи 4 Закона о внесении изменений.

Таким образом, положения Закона о закупках и положения Закона о внесении изменений в части предусмотренных ими сроков размещения в ЕИС положений о закупке и типовых положений о закупке в данном случае должны применяться и толковаться в совокупности.

Также необходимо отметить, что в случае осуществления заказчиком закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, ответственность за неправильный выбор порядка (закона, в соответствии с требованиями которого проводится закупка) понесет непосредственно сам заказчик, осуществляющий указанную закупку, или его должностные лица.

Наверх