Как обстоят дела с проведением закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО), в частности у крупных заказчиков? Имеются ли нарушения в данной сфере? Почему в документациях на крупные закупки с различными видами работ нередко не устанавливаются преимущества для СМП и СОНО?

28 августа 2017, 00:00

Все заказчики безусловно должны соблюдать установленный Законом о контрактной системе 44-ФЗ минимальный годовой объем закупок, осуществляемый у СМП и СОНО конкурентными способами (15 % совокупного годового объема всех закупок). В текущем году в отношении ряда заказчиков федерального уровня были выявлены нарушения как в части несоблюдения указанного объема закупок в 2016 году, так в  части неразмещения на официальном сайте http://zakupki.gov.ru отчета об  закупках у СМП и СОНО за прошедший год. Вместе с тем, на сегодняшний день нельзя говорить о неразмещении необходимого объема закупок у СМП и СОНО за 2017 год в отношении какого-либо заказчика, поскольку финансовый год еще не истек и любой заказчик, еще не выбравший необходимый объем средств на закупки  у СМП и СОНО, имеет возможность это сделать за оставшееся до конца года время. О наличии или отсутствии нарушений в данной части можно будет говорить только по окончании 2017 года. Что касается объединения в один лот различных видов работ, не связанных между собой функционально и технологически, то данные действия образуют нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и, безусловно, нарушению права хозяйствующих субъектов на участие в закупке, независимо от того являются они СМП и СОНО или нет. На такое действия заказчика можно и нужно жаловаться не только в связи с несоблюдением преимуществ для СМП и СОНО, но и поскольку такое поведение в принципе не соответствует антимонопольным требованиям к торгам. Следует также отметить, что заказчиками могут допускается и иные нарушения в по отношению к СМП и СОНО при осуществлении закупок, так последними изменениями в Закон о контрактной системе 44-ФЗ установлен предельный срок оплаты товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных СМП и СОНО (не более 15 рабочих дней). Подчас заказчики забывают о данном правиле и устанавливают в документациях о закупках иные сроки оплаты. Кроме того, нужно иметь в виду, что заказчики имеют право соблюсти требования Закона о контрактной системе 44-ФЗ об объеме закупок у СМП и СОНО, и не устанавливая соответствующее ограничение в документации о закупке, а указать на необходимость привлечения победителем торгов лиц из числа СМП и СОНО в качестве субподрядчиков для выполнения определенного объема работ (также не менее 15 %). В этом случае обязанность заказчика по объему закупок у СМП и СОНО также будет считаться соблюденной, хотя сами торги и будут объявлены только для лиц из числа СМП и СОНО.

Наверх